Учиться молиться

 Духовные дисциплины: Научиться молиться - духовная дисциплинаНе все умели молиться, но все учились. Вначале христианской жизни это нормально. Научить новообращенного молиться сравнивается с обучением новорожденного кричать. Конечно, в таком случае ребенок не общается, он просто кричит, но с этого возраста нужно выходить и переходить от криков к общению.


О чем мы можем в первую очередь молиться?

Для начала, о Его воле, в Его вере и во имя Иисуса, с терпением, настойчивостью и т.д. Когда вера начала расти в нас, мы находим необходимым молиться о других вещах. Бывает времена, когда молиться человеку не хочется. Что делать в эти моменты? Конечно, легко сказать, но сказать все-же нужно: надо продолжать молиться, даже если нет особого желания. Мы постепенно учимся молиться таким образом, подобно тому как растущий ребенок учится членораздельно говорить. Бог ожидает от нас совершенной молитвы, как взрослый христианин. Молиться эффективно, мы можем после того, как научимся (Лука 11:1: «Господи! научи нас молиться»).

Все знают, что лучше всего научиться иностранному языку, это иметь возможность как можно чаще говорить на нем. Пусть не много слов, но постоянно говорить. Так и с молитвой. Сама молитва нас и научит.


Эндрю Мюррей, южноафриканский служитель и автор книги «Со Христом в школе молитвы», писал: «Читать книги о молитве, слушать лекции и беседовать о ней, конечно же, очень хорошо, но это не научит вас молиться. Без практики и упражнений вы ничему не научитесь. Я могу целый год слушать профессора музыки, играющего самую прекрасную музыку, но это не научит меня владеть инструментом».


Нас учит Дух Святой как молиться еще лучше. Иоанна 16:13, Иисус сказал: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину...» Как самолет лучше поддается управлению, когда он несется по воздуху, чем когда он на земле с выключенным двигателем, так и Дух Святой лучше наставляет и ведет нас в молитве, когда мы несемся в потоке молитвы, а не молчим.


В размышлении над Писанием.


Размышление над Писанием является одно из самых связующих звеньев между изучением Писания и насыщением. Читаем Библию, потом закрываем ее и начинаем молиться.


После поглощения места Писания размышление позволяет нам взять то, что Бог нам сказал, и глубоко над этим поразмыслить, переварить это, а затем говорить об этом Богу в осмысленной молитве. Получается, что мы молимся о том, что мы прочитали в Библии, размышляли об этом и Бог коснулся нас этим местом Писания до глубины сердца. После слияния Божьего откровения и нашего духовного чувствования, наша молитва начинает приобретать большую энергию и устремляться все дальше и дальше, мы переживаем уверенность молитвы с дерзновением.


Молитва во время нашего размышления, сознательно принятие своим сердцем каждый луч света и истины, приходящий вам на разум.


Молитвы Давида были не только его словами из сердца или разума, но и его размышлениями. Размышление является лучшей подготовкой для молитвы, так и молитва является лучшей темой для размышления. Размышление и молитва идут рука об руку.


Одним из наиболее продуктивных пуританских проповедников и писателей был Томас Мэнтон. В своей проповеди о размышлении Исаака в поле (ссылаясь на Бытие 24:63) он непосредственно указывает на размышление как на связь между насыщением Словом Божьим и молитвой. Он писал:


«Размышление является чем-то средним по обязанности между Словом и молитвой и относится к ним обоим. Слово Божье дает волю размышлению, а размышление дает свободу молитве. Эти два духовных упражнения должны идти рука об руку; размышление должно следовать за слышанием и предшествовать молитве. Только слушать и не размышлять — не принесет плода. Мы можем слышать и слышать это подобно тому, как кто-то кладет вещь в дырявую сумку. Это есть поспешность молиться и не размышлять. То что мы принимаем от Слова Божьего, мы перевариваем посредством размышления и высвобождаем наружу через молитву. Эти три упражнения должны осуществляться в таком порядке, чтобы одно не вытесняло другое. Люди бесплодны, сухи и безжизненны в своих молитвах из-за того, что не упражняют себя в святом размышлении».

Уильям Бэйтс, которого называли «самый классический и культурный из всех последних пуританских проповедников», сказал:

«Какая причина в том, что наши желания, подобно стреле, пущенной из слабого лука, не достигают своей цели? Причина одна — мы не размышляем перед молитвой… Основная причина, почему наши молитвы не эффективны — потому что мы не размышляем перед ними».

Одними из самых лучших практических трудов, вышедших из под пера пуритан, были труды Уильяма Бриджа. Вот что он утверждал о размышлениях:

«Так как оно является сестрой чтения, оно в такой же мере является матерью молитвы. Хотя человеческое сердце не расположено к тому, чтобы молиться, тем не менее, если человек хотя бы прибегнет к размышлению о Боге, о божественных вещах, его сердце вскоре обратится к молитве… Начните с чтения или слушания. Продолжайте в размышлении; окончите молитвой… Чтение без размышления не приносит плода; размышление без чтения причиняет неприятности; размышление и чтение без молитвы превратится в занятие, лишенное благословения».

Современный британский писатель Питер Тун в своей книге «От ума к сердцу» сводит учение пуритан по этому вопросу к следующему:

«Читать Библию и не размышлять считалось бесплодным упражнением: лучше прочитать одну главу и затем поразмышлять, чем прочитать несколько глав и совсем не размышлять. Точно так же размышлять и при этом не молиться подобно приготовлению к тому, чтобы бежать на дистанцию, но никогда так и не пересечь линии старта. Эти три упражнения — чтение Писания, размышление и молитва связаны между собой, и хотя иногда можно совершать каждое в отдельности, как обычный долг перед Богом, лучше всего их совершать в совокупности».

Когда мы молимся, мы говорим к Богу. Молитва же, чтобы быть длительной и продолжаться в течение какого-либо времени в какой-либо манере, отличающейся от обычной, говоря в общем, требует меру крепости или благочестивого желания, и поэтому наиболее эффективно это упражнение души может совершаться тогда, когда внутренний человек насытился от размышления над Словом Божьим, где мы находим нашего Отца, говорящего к нам, ободряющего нас, утешающего нас, наставляющего нас, смиряющего нас, обличающего нас. Поэтому мы можем с пользой для нас размышлять с Божьим благословением, несмотря на то что мы всегда настолько слабы духовно; впрочем, чем мы слабее, тем больше мы нуждаемся в размышлении для укрепления нашего внутреннего человека. Таким образом, нам нужно меньше бояться того, что наши мысли будут летать где попало, чем приступать к молитве без предварительного размышления.


Здесь содержится огромная духовная польза и освежающее воздействие, которое можно извлекать для себя.


 

20 комментариев

avatar
  • vitok
  • 0

Да, научиться молится — это очень важно для человека. Иисуса ученики просили научить их молится и Он дал им молитву «Отче наш». Молитва — это разговор нашей души с Богом. Мы своих детей тоже должны научить правильно молиться. Я полностью согласна с тем, что в статье написано, что надо читать Писание, размышлять над ним и молиться.

avatar

Мы должны, непрестанно молясь, призывать Господа, даровать нам  силу на борьбу с греховными помыслами, так как Бог сказал: «Без Мене не можете творити ничесоже». Молитва – это беседа с Господом, наша спутница в Царство Божие. Её  необходимо приобрести, холить и лелеить  в сердце своём. Для чего необходимо просить Господа Бога, чтобы Он нам даровал её. Когда мы молимся, то беседуем с Богом. А читаем Библию, и  Бог разговаривает с нами, раскрывает свою волю, как нам нужно жить, чтобы спастись и попасть в Царство Божие.


avatar
  • ludusia
  • 0

Пуста молитва без размышления, она напоминает стих, зазубренный ребенком на урок литературы: просто набор слов.

avatar
  • Larisa03
  • 0

Полностью согласна с Вашим мнением. Если повторять молитву бездумно, чисто рефлекторно, то это уже не будет молитвой. Когда молишься, сердце должно трепетать перед Богом, иначе даже не стоит начинать. Ведь когда славишь Бога, то вся душа должна стремиться к Нему.

avatar
  • adeodat
  • 0

Согласен со всеми, выразившими свое мнение выше относительно молитвы. Но как часто бывает, что в жизни христианина наступает, так называемая, «ночь веры». Человеку кажется, что он теряет чувство близости к Богу, что его оставили. Единственный выход для верующего в такой ситуации — это верность. Верность Богу, исполнение своих молитвенных обязанностей и вера в Божье Провидение. Трудности в молитве — это один из уроков Бога, одно из испытаний нашей верности и только откликнувшись  на Его призыв мы сохраним себя.   

avatar

На самом деле это полезно для нас, иначе Богу не нужно было допускать такие ситуации, где мы переживали бы отсутствие Божьей благодати и нужно было бы идти по вере. Испытания только закаляют нас и делают нас ближе к Нему.

avatar

И правда научиться молиться не так просто, для этого необходимо опредленые усилия. По своему опыту скажу, что молиться научился не срузу. Даже сейчас в окружении других людей произносит молитву Богу тяжелее, чем когда я один на один с Богом. Молитва формирует в нас благочсетие, воздержание, дисциплину. Благодаря ей мы приблежаемся к Богу, и находимся в тесном общении с ним. 

avatar
  • Vika
  • 0

Размышление вообще полезно. Но часто ли мы позволяем себе размышлять? Конечно, читая Писание, нужно осмысливать каждую его строку. Но где уверенность, что мы осмысливаем его правильно? Действительно, молитвы мы произносим часто автоматически (особенно в минуты опасности или сильного беспокойства), не настраиваясь каждый раз на содержание и не проникаясь их смыслом. Кстати сказать, они даже в этих случаях помогают и идут во благо. Проникновенная (осмысленная) молитва, должно быть, во много крат сильнее.


 

avatar
  • Ofelia
  • 0

Потребность в молитве у меня всегда возникает в сердце. Оно просит ее. Возникает ощущение как бы тоски (по Богу). А после молитвы, а также после посещения церкви часто — благодать. Все в том же сердце. Не знаю действительно ли это так, но у меня связь с Христом происходит именно через сердце, по крайней мере я так чувствую. Вообще, молитва для меня это нечто очень интимное и сокровенное.

avatar

Счастливый человек. Вот здесь Максим Максимов говорит об уровнях христианина, которого он может достигнуть. Во второй части пожалуйста, но первая тоже уникальная, советую посмотреть.


 


Последний раз редактировалось
avatar
  • aleex72
  • 0

Мое твердое убеждение, что уметь молиться должен каждый. Как он это делает, это уже личное дело каждого. Думаю что молитва это не просто чтение текста молитвы, это душевный разговор с господом нашим Иисусом Христом. Но, молитву «Отче наш» каждый уважающий себя человек, христианин знать обязан. Такое мое мнение.

avatar
  • Elena
  • 0
Нас не научили молиться, потому что родились в то время, когда были гонения на церковь, не разрешали крестить детей, нельзя было носить креста на теле и упоминать Бога. И молимся мы от случая к случаю, т.е. не систематически, коряво. Учить молиться нужно детей с раннего возраста, когда эти маленькие христиане еще бескорыстны и чисты сердцем, прививать духовную дисциплину к молитве, а где это можно делать? - только в воскреcных школах при храмах. А также в школе ввели в программу урок Основы религиозной культуры, где им разъясняют кто такой Бог, Иисус Христос и что такое церковь, молитва, благодать, духовная дисциплина и т.п.
avatar

Молитва может быть в виде произвольной беседы с Богом и молиться можно по молитвенникам. Существенная разница заключается в том, что молитвы в молитвенниках написаны кем-то, эти молитвы намолены многим количеством людей и имеют огромную силу влияния на молящегося. Молитвы в виде беседы с Богом являются авторскими и идут от духа человеческой души. Как правило у многих людей такое состояние вызвано при столкновении с какими-либо трудностями, это даже можно назвать «криком души», такие беседы дают понимание и осознание, опыт, они так же очищают. У меня всегда возникал вопрос — что лучше: от души беседовать с Богом своими словами или читать текст на старославянском языке, в который тяжко вложить душу, едва ли выговаривая слова. Конечно существует множество и русифицированных намоленных в нашем времени молитв. Лично я их читаю наизусть каждый день, и, не всегда получается осознанно, так как осознанность требует много сил, внимания, спокойная обстановка (что редкость в жизни многих людей). Так что научиться молиться — это действительно великое искусство, которое дается путем каждодневной работы, и, наверное не важно как — с помощью молитвенников или собственной беседы с Богом, ведь самое главное — обращение к Богу. Так что, не надо лениться и ждать проблем, нужно обращаться к Боженьке каждый день и быть благодарным за то что имеешь.

avatar
  • poems
  • 0

Принцип молитвы в Христианстве — просить минимально необходимое. Находясь в смирении, если много просить, не известно ещё, что могут дать...

avatar

Однажды прочитал в книге «Менеджмент библейский путь» такую фразу: «Размер вашей цели определяет размеры вашего Бога».

Оставить комментарий